Стихотворные жанры для сценариев выкупа невесты

Выкуп невесты и любое поздравление можно написать в требуемом стихотворном жанре. Не обязательно это могут быть частушки. Вдруг вам захочется сыграть средневековый спектакль? Вряд ли будет уместно использовать стандартные стихи сценариев.

Мы поможем вам создать желаемый выкуп. Позвоните нам +7-983-168-0598 и скажите, чего бы вам хотелось. И для вас будет написан оригинальный выкуп. А пока — добро пожаловать в мир самых разнообразных стихотворных жанров. Где-то среди них притаился и тот, которым может быть написан ваш выкуп невесты в стихах.

Стихотворные жанры в сценарии выкупа невесты

Жанр сложный термин. В сущности, он представляет собой направление создания стихов, каждое из которых тяготит к определенным формам, размерам и тематикам. Просто от форм жанр отличает не только формальный признак стихосложения, но и смысловая нагрузка. Если твердую форму всегда можно отнести к жанру, то жанр не всегда можно выделить в форму. Стихотворные жанры относятся к литературным жанрам в целом. Литературные жанры очерчены в условной классификации, где произведение может относиться к лирике или драме. Но с помощью одного и того же жанра можно передать как трагедию, так и сатиру, а порой и то, и другое одновременно. Поэтому, не составляя утомительную и сложную для восприятия классификацию, отметим наиболее популярные жанры. Примеры будут приведены лишь в тех случаях, когда представить, что являет собой жанр, будет проблематично.

С этой статьей связаны следующие публикации:

Сценарии выкупа невесты в стихах: +7-983-168-05-98

Самые популярные стихотворные жанры

1. Лирические направления — религиозные, пейзажные, философские, городские, любовные, бытовые и пр. (стихи Фета, Тютчева, Кюхельбекера, Пушкина и пр.).

2. Поэмы и циклы (Твардовский, «Василий Теркин»).

3. Баллады (Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»).

4. Оды (Ломоносов, «На день восшествия Елизаветы Петровны»).

5. Элегии — грустные, напевные стихотворения, например, посвященные памяти человека (Некрасов, «А. Н. Еракову»).

6. Думы — стихи, четко обрисовывающие бег мыслей (Есенин, «Думы).

7. Драмы и трагедии в стихах (Шекспир).

8. Твердые формы (см. раздел формы).

9. Песня.

10. Детские стихи.

11. Юмористическая поэзия (в том числе подражания и пародии).

12. Народные жанры (жаргонные (сленговые и специфические) частушки, блатные песни, частушки, шансон, попевки, прибаутки,потешки и пр.).

13. Дифирамб — песнопение или восхищенный гимн, стихотворный и песенный вариант. Не путать с панегириком — жанром прозаического восхваления. Дифирамбы в древней Греции часто исполнялись людьми, переодетыми в сатиров, и вообще хоровое хвалебное песнопение шло рука об руку с принятыми в те времена народными, в том числе и свадебными обрядами.

Пример: Державин, «Солдатский дифирамб».

14. Переводы стихов в вариантах.

15. Эпиграммы — посвятительные надписи на мемориалах, могилах, впоследствии эпиграммы приняли характер сатирических заметок. Множество примеров эпиграмм есть у Пушкина.

Оригинальные стихотворные жанры

1. Монорим — стихотворение, в котором прослеживается одна рифма. К моноримам относится твердые формы газель, рубаи, а также популярные зарубежные жанры касыда, месневи и тарджибанд (от твердых форм они отличаются разнообразием строения строф).

В русском языке моноримы встречаются в качестве единичных строф.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
(М. Цветаева)

2. Стихи иностранные и с употреблением иностранных терминов (множество примеров подобным явлениям есть у Пушкина).

3. Вирши. Украинские и польские, а позднее — русские, стихи духовного, но иногда светского содержания. В них не четко соблюдено количество слогов, а ударность слогов заменена паузами и долготой произнесения звуков, но конец строк иногда рифмуется. Известны библейские вирши, которые представлены доссилабическим строением (неметрическими рифмами на первом, втором, третьем, слоге). В таком стиле написаны акафисты. Форма вирш в литературе не прижилась, почему вирши и стали называться уничижительно плохими стихами. Хотя духовные стихи и акафисты существуют по сей день. Например, молитва Отче наш написана в стиле доссилабических вирш.

4. Алфавитный стих, абецедарий, берущий начало от молитвы азбучного типа, где в начале каждой строки стоит буква, в начале следующей — следующая по алфавиту и так далее.

Пример: Маршак, «Веселая азбука».

Также может встретиться пословный абецедарий.

Пример: Боты Ваксой Губит Даша…

5. Экспериментальные стихи, экзотические — стихи, способом построения которых служат неожиданные визуально, интонационно, содержательно способы рифмы.

a. Акростих — произведение, где первые буквы всех строк образуют имя автора или слово.

Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона…
(Н. Гумилёв, «АННА»).

b. Телестих — здесь буквы представлены в конце каждой строки.

Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов, «Колокол»).

c. Месостих, мезостих, лабиринт — буквы стиха выстроены в форме геометрической фигуры внутри слов стиха. Передать красоту стиха можно только в письменном виде.

Медовым эхом,золочёным сноМ
АгАтовая даль,без дна трАвА...
РаспРавлено крыло напеРекоР...
ИзвестИю о пагубностИ жизнИ!
Невесты Неземные сНы и стоН —
Ангар концА,поэмА без поэтА!..
Целующее блиЦ Церковных ниЦ,
Воюющих дароВ Воздушный зоВ,
ЕжеминутноЕ бровЕй броженьЕ!..
Течёт арТерии отвеТный свеТ —
АртистА вызывает векА веткА:
Ещё,Ещё,евангельское сЕрдцЕ,
В Венке терновом, эру заяВиВ,
Аорты от Христова РождествА!..
(Седельников, «Марине Цветаевой»).

d. Тавтограмма — все слова в стихе начинаются с одной буквы.
Пример: Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

e. Метаметаграмма. Аналогичные стихи, зеркально отображающие друг друга, в которых в соседнем стихе буква заменена на другую.

ИГРА

ГОРОД ДОРОГ

Обрети ветра гора,
розы загоритесь
Сиры правила. Игра
жарит — покоритесь!

— Город нагреет! —
Дрань ржёт,
Рясами зреет
Храм, врёт!

Среди руна крестов ворчат,
Грянут утро рая...
Руки жаркие врача,
кроны вырезают.

Морить?
Обречь?
Мерь прыть.
Вправь речь!

ИГЛА

ГОЛОД ДОЛОГ

Облети ветла гола,
лозы заголитесь...
Силы плавила игла,
Жалит — поколитесь!

Голод наглеет
Длань лжёт,
Лясами злеет
Хлам влёт.

Следи луна клестов, волчат…
Глянут, утло лая —
Луки жалкие влача,
клоны вылезают.

Молить?
Облечь?
Мель — плыть.
Вплавь — лечь.
(Гринберг)

f. Липограмма — стихотворение, в котором полностью отсутствует какой-то звук, например, Р, Щ, С, Т.

Гиперлипограмма — условие отсутствия какой-либо буквы и присутствия только одной выбранной гласной.

Моновокализм — только одна гласная.

Долог сон? Скромно стон,
Скорбно-больной вздох…
Короток… Что потом?
Только Господь Бог…
(И. Чудасов)

Моноксантизм — только одна согласная.

Лилии ало алели, Лили елеем у елей

g. Анагриф — стихотворение сложенное только из букв исходного слова.

ХАРИТОНОВУ

НОВАТОР:
Утро — ворота в аорту Харона.
Ворон у трона, ворона — на трон.
Ворон хранит, а ворона хоронит...
В ухо отраву. Тиару, хитон
и на траву. Ни вина, ни овина.
Тихо. Но варит оторва отвар,
хвори, вину, рану, норов отринув...
Воину — урна, а вору — товар...

ТИРАН:
Хоти, но в тон,
А-то... урон!

ХОР:
Трохи рун, а хитов — вороха.
Ох и врун, а руно-то труха!
Гринберг

6. Центон — собрание строк из разных стихотворений разных авторов или одного автора.

Я помню чудное мгновенье —
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом.

7. Панторим — стихотворение, в котором рифмуется каждое слово попарно с аналогичным в следующее строке.

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

8. Перевертыши — стихотворения или отдельные фразы из стихов, которые можно читать сверху вниз и снизу вверх.

a. Палиндром — фраза, которую можно читать справа налево и слева направо. Порядок букв остается той же самой осмысленной фразой.

А роза упала на лапу Азора.

b. Реверс — стихотворение, которое неважно, как читать. Снизу вверх или снизу вверх по словам. Порядок слов остается осмысленной фразой.

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.

c. Анацикл — стихотворение, в котором строки можно располагать снизу вверх или снизу вверх. Смысл в стихотворении будет оставаться. При сохранении рифмы проще воспринимается и перевернутое стихотворение.

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого — виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!
(В. Брюсов)

d. Cамодельные (народные) стихи-палиндромы, смысл которых меняется, при прочтение снизу вверх с точностью до наоборот.

— Ну, вот и момент наступил,| уж не было сил хотеть!
— А буду ли я об этом | с тобою вдвоем сожалеть?
— Ты даже думать не смей!
— Ведь ты меня любишь, да?
— Конечно, и все сильней!
— А ты изменял иногда?
— Нет, нет, никогда, о чем ты вообще!
— А ты поцелуешь меня?
— Я только об этом мечтаю в душе!
— И не прогонишь, браня?
— Нет, дорогая, и не проси!
— Могу ли я верить тебе?
— Милая, просто спроси.
— Поговорим о судьбе!

Сложные и игровые стихотворные жанры

1. Гипертекст. Стихотворение, которое позволяет увидеть несколько смыслов, если читать его частями, и совершенно другой смысл, если объединить части. Такое стихотворение-паззл представила поэтесса Агриппина Д’Обинье в 16 веке.

«Чей здравый смысл угас? — бежит любовных нег,
Тот не боится мук, — кого прельщает воля,
Мой друг, любовь для нас — завиднейшая доля —
Несчастье и недуг — любви не знать вовек.
Отрада всех отрад — лелеять чаровницу —
Свобода и покой — ну, это ль не напасть?
Удел стократ благой — в любовный плен попасть,
Хранить сердечный хлад — что лечь живым в гробницу».

2. Крипты. Стихотворения с цезурой в каждой строке точно посередине, часть строк до цезуры самостоятельная рифма. Стихотворение таким образом комбинируется слева направо, и справа налево и сверху вниз, и снизу вверх, и с конца, и с начала с небольшой заменой знаков препинания.

Хранить любовно «да»
Могу ли я теперь
Не буду никогда
Любить тебя, поверь —
я обещала вечно,
на свете жить одна?
кокеткой бессердечной,
веселье пить до дна
я обещала вечно,
на свете жить одна?
кокеткой бессердечной,
веселье пить до дна
Хранить любовно «да»
Могу ли я теперь
Не буду никогда
Любить тебя, поверь —

Разновидностью криптики является эпомонион — стихотворение, где текст может читаться зигзагом, по диагонали, и вообще строиться в шахматном порядке.

Солнца   прикосновенья  
  ласковые   душу
Рук   касанья  

3.Ропалик — стихотворение, в котором каждый следующий слог больше предыдущего на один. Отличные детские ропалики представляет поэт Анатолий Костецкий.

Верить
Не верить
Можете мне,
Но в космонавты
Гожусь я вполне

4. Фигурный стих представляет собой визуальную фигуру, подчеркивающую суть стихотворения.

Увидев свой хвост, удивилась змея:
— Неужто,
друзья,
это
всё
ещё
я?
М. Бородицкая

5. Бесконечный стих. Всем знакомая песенка про Белого бычка или Попа и его собаку.

6. Буриме. Стихи, созданные на заранее загаданные рифмы. Картина-буратино, пакля-сакля.

Из стены торчала пакля, а под ней была картина.
Это та родная сакля, где родился Буратино.

7. Шарада. Стихотворение загадка, которое описывает два слова, из которых состоит одно общее слово и само слово. Иногда игра в шарады принимает театрализованные формы. Игра была очень популярна в 18 веке.

Первое слово над чайником витает,
Второе — у папы растет над губой.
А целое — ветер в море надувает
И в плаванье нас зовет с тобой. (Пар+Ус)

8. Логогриф. Слово, которое, если убирать из него поочередно первые буквы, не теряет своего смысла. И последовательно убирая буквы и сочиняя историю,  можно превратить слово в целое событие. Самый известный логогриф  — слово Победа.

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!
Вот тебе! — А!

9. Звуковое кольцо — стихи, в которых последняя буква строки совпадает с первой буквой следующей строки, а последняя буква последней строки совпадает с первой буквой первой строки.

10. Гетерограмма — созвучные по слышимости слова, из которых сложены фразы стихов.

Паpик на лысину надев,
Не уповаю я на дев.
И ничего не жду от дам,
Хоть жизнь подчас за них отдам.

11. Омограмма — стихотворение каламбурного типа, которое заключает в себе другую осмысленную фразу.

Что делал слон, когда пришел НА-ПОЛЕ-ОН.

12. Каламбур. Стихотворение или фраза, где совпадает любопытные семантически несхожие, но похоже звучащие слова. Иногда каламбуры рождаются непроизвольно.

Самые простые каламбуры знакомы нам с детских лет. Поля — полет, Катя — катит.

Сказал попугай попугаю:
— Давай, я тебя попугаю.
И ответил ему попугай:
— Попугай, попугай, попугай!

13. Анаграмма — фраза, где вторая строка представляет собой иное сочетание всех букв первой фразы.

Что нам весна или за ней дано?
Одна мечта: знай сон и лей вино!
Брюсов.

14. Встрои — стихи, где в общих словах включены нужные. Кстати, идеальное рекламное средство и вообще приманка для читателей журналов и газет, поскольку привлекает внимание своей оригинальностью.

СкромНЫе
весны
(скромные сны, кроме весны)
Гринберг

15. Волноходы — повторяющиеся слова, которые являют собой осмысленные фразы в разночтении.

невритеневритеневритеневРите не врите Рите
вритеневритевритеневрите врите не врите
дело невритеневритеневритеневрите не в Рите
вритевритевритевритевритеврите в Рите! в Рите!
(Е.В.Харитоновъ)

Кстати, первую подобную волну придумал сам Будда, который сидел под деревом и вторил: Рама, рама, рама, а потом понял, что говорит Мара (демон). После чего его постигло озарение, и он вернулся в люди.

16. Макароническая поэзия — смешение слов из разных языков. Вспомните песенку Stop Narcotix

Curante parafini daravento primavera,
j'ai suis a la del country — Pedro Tarantas.
garanto damages furtuapai caballero,
jujaga amgaziga j'ai vrai smoking Ganjibas.

17. Полусловник — стихотворение с сознательно отрезанными концовками слов. Первый положил начало такому жанру Андрей Болкунов. Жанр идеально подходит для создания детских и сатирических стихов.

— На века
Лю дру дру!
— И пуска
Быва гру.
Я не хлю,
Помню, что
Я тя лю...
— Я тя то!

Стихотворные жанры, близкие к прозе

1. Современная поэзия и модернизированные (переосмысленные, вновь введенные в обиход) жанры.

1.1. Квантемы — обрывочные, емкие стихотворения, где слова вырезаны, частично сжаты и вообще жестко оборваны. Яркий пример — песни Земфиры.

1.2. Пунктиры — стихотворения со знаком тире в качестве цезуры, напоминающее хокку, но не строящееся по его правилам. Состоит из 5 строк, разбито на два равноценных логических утверждения. Пример:

"Вербы
склонились над речкой:
как это —
на бегущей воде
неподвижные отражения?"

1.3. Версет — модернизированные старинные вирши. Суть версета — строфы, в каждой строке которых умещен собственный, законченный смысл.

На деревьях — таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, — они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными".
Алесь Рязанов

1.4. Зном (авторское изобретение белорусского поэта Алеся Рязанова, признанное обществом и критикой). Завершенная концептуальная идея в виде белого стиха, каждая строка которого представлена законченной мыслью. Ритм сохраняется только в способе изложения. Самый простой способ и самый сложный способ стихотворения, когда из разрозненных прозаических фраз можно сложить интонационно выделяемый зном).

Когда в огороде какое-нибудь растение гонит в рост ради самого себя, ради самого роста, то говорят про это: дичает.
В творческой среде, возможно, более, чем где-либо, существует угроза подобного одичания, роста в стебель, в ботву, потому что творческий рост — это менее всего рост единичности, отдельности, это рост индивида, тянущего за собой вид.

2. Вольные стихи. Яркий пример — басни.

3. Холостые стихи. Стихи с рифмой только второй и четвертой строках. Первая и третья строки — не рифмуются.

4. Верлибр. Стихотворение без рифмы, без ритма, но оформленное в интонационно четкую форму.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
А. Блок

5. Белые стихи. Стихотворение не имеет рифмы, но имеет четкий ритмический рисунок, ее заменяющий, то оно написано в одном из размеров (примером может служить стихотворение Горького «Буревестник»).

6. Безрифменные стихи (античная поэзия). От белых стихов не отличаются по виду, но представляют собой искусственную авторскую и нетипичную интерпретацию мысли в аналогичной форме, тогда как безрифменные стихи — устоявшийся жанр античности.

7. Рифмоид — приблизительная, но уловимая рифма.

А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)

8. Стихотворения в прозе. Начало жанру положил Бодлер. Стихотворения отличаются напевностью и легкостью прочтения.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, —
Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)

9. Канты хвалебные песни без рифмы, ставшие традицией духовных семинарий в  16 веке.

10. Полог — басня, но восточного типа.

11. Эпиллий — маленький эпос, жанр, укоренившийся и изживший себя в эпоху эллинизма. Большой эпилий — стихотворение в виде гекзаметра. Самый известный эпилий — «Свадьба Пелея и Фетиды» Катулла.

12. Метрическая проза — длинное повествование, где вскользь, интонационно прослеживается явная мелодичная но, не тональная рифма.

Все это — Москва.
И Москвой назывался район, где Пречистенка, улица тихая, тая в сплошных переулках, стояла домами отдельными; там — в переулках — дома. отойдя с тротуара в глубь сада, скрывали свои и колонны и окна листвою.
Свернем...
Вот — тот дом!
(А. Белый)

13. Рифмованная проза — проза, где в строках предложений точно есть рифмы, но сам текст не оформлен строфами.

Душа мира
Вечной тучкой несется, улыбкой беспечной, улыбкой зыбкой смеется. Грядой серебристой летит над водою — лучисто-волнистой грядою.
Чистая, словно мир, вся лучистая — золотая заря, мировая душа. За тобой бежишь, весь горя, как на пир, как на пир спеша. Травой шелестишь: «Я здесь, где цветы... Мир вам...» И бежишь, как на пир, но ты — там...
Пронесясь ветерком, ты зелень чуть тронешь, ты пахнёшь холодком и, смеясь, вмиг в лазури утонешь, улетишь на крыльях стрекозовых. С гвоздик малиновых, с бледнорозовых кашек ты рубиновых гонишь букашек.
(А. Белый)

14. Мнимая проза — стихи, записанные, как текст, в котором явно улавливается четкая, стройная, синхронная рифма.

Петербурженке и северянке, люб мне ветер с гривой седой, тот, что узкое горло Фонтанки заливает невской водой.
Знаю — будут любить мои дети невский седобородый вал, оттого что был западный ветер, когда ты меня целовал.
(М. Шкапская)

15. Интонационная графика — изображение мелодии стиха с помощью разбивки его на отдельные строки, которые позволяют сразу уловить ритм прочтения и интонационные акценты.

В авто,
последний франк разменяв.
— В котором часу на Марсель? —
Париж
бежит,
провожая меня,
во всей
невозможной красе.
Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
если б не было
такой земли —
М о с к в а.
В. Маяковский. 1925

Выбрали жанр или понравились идеи? А может быть, вам хочется видеть свой выкуп невесты в прозе? Мы напишем о вас так, как вам нравится. Звоните нам +7-983-168-0598. Мы всегда рады помочь осуществить ваши пожелания.